Детское кино

Признаки вредного мультфильма

1. Главные герои мультика ведут себя агрессивно, жестоко, калечат, убивают, причиняют вред. Причем все подробности этого «смакуются», даже если всё это подано под маской юмора.

2. Плохое поведение персонажей по сюжету либо остается безнаказанным, либо даже ведет к улучшению их жизни: получению признания, популярности, богатства и т.д.

3. В сюжете демонстрируется опасное (в случае попытки его повторения в реальной жизни) для здоровья или жизни поведение.

4. В мультфильме персонажам присуще поведение, нестандартное для их пола: мужские персонажи ведут себя по-женски, женские — по-мужски.

5. В сюжете присутствуют сцены неуважительного поведения по отношению к людям, животным, растениям. Это может быть глумление над старостью, немощностью, слабостью, физическими недостатками, социальным и материальным неравенством.

6. Герои фильма несимпатичны и даже уродливы. Для детского восприятия, для более легкой ориентации в том, кто «плохой», а кто «хороший», необходимо, чтобы положительный герой был симпатичным и внешне приятным. Тогда ребенку будет проще понять, кому из героев следует подражать, а кому – напротив.

7. В мультике культивируется праздный образ жизни, пропагандируется идеал «жизнь — вечный праздник», политика избегания трудностей и достижения целей легким путем, без труда или даже обманом.

8. В сюжете высмеиваются и показываются с подчеркнуто неприглядной стороны ценности семейных отношений. Главные герои-дети конфликтуют со своими родителями, которые показаны глупыми и нелепыми. Герои-супруги ведут себя по отношению друг к другу подло, неуважительно, беспринципно. Пропагандируется идеал индивидуализма и отказа от почитания семейных и супружеских традиций.

9. В фильме присутствуют сюжетные линии, порочащие и презрительно, брезгливо описывающие всё, что связано с материнством и рождением, воспитанием детей. Материнские образы выглядят отталкивающе, их образ жизни показан как ущербный и неполноценный.

Психолог Маргарита Новицкая (проект Научи хорошему)

10. Мультфильмы, в которых слишком углубленно и качественно создаётся иной мир, уводят ребёнка от реальной жизни, искажают эту реальность, лишают ребёнка реальности. А жизнь вне реальности в течение многих часов нельзя считать полностью полноценной. Придуманный мир должен укреплять связь ребёнка с реальностью, делать эту реальность более качественной и безопасной. Ребёнку, чтобы вернуться в реальный мир, после просмотра длительного мультфильма надо гораздо больше времени, чем взрослому. Ребёнок становится более дезориентирован и менее приспособлен к реальности – это может ухудшить качество его жизни. В сознании ребёнка возникает конфликт несоответствия образов в мультфильме с прототипами, наблюдаемыми в реальности. Это может стать причиной депрессий или, как минимум, истерик.

Если ребёнок смотрел мультфильм, а родители нет, то у них может возникнуть недопонимание и эмоциональный разлад, так как ребёнок находился длительно в ином виртуальном мире, а родители нет.
Здесь возникает некоторая двойственность. С одной стороны, виртуозно нарисованный мультфильм более притягателен, а с другой стороны, ему легче оторвать ребёнка от реальности. Так вот с более качественных и длительных мультфильмов должен быть и больший спрос в плане смысла, нравственности и полезности.

А если за красивой картинкой этого нет, то не стоит тратить время.