2017-05-06 Время жизни: на что мы тратим нашу жизнь

6 мая 2017 года в воскресной школе Спасского храма г. Уфы состоялась вторая встреча клуба «ПроСвет».

Мы рассмотрели тему «Время жизни: на что мы тратим нашу жизнь».

Всем известна притча о бесплодной смоковнице (Лк. 16: 6-8), означающая «всякий» народ, «всякое» государство и церковь, которые не осуществляют своего, данного им от Бога назначения. А задумываемся ли мы, на что тратим бесценное время своей жизни?

Реализуем ли мы замысел Бога о нас? Какой плод принесем Хозяину виноградника? Готовы ли мы в любой момент предстать пред Богом: «В чем Я найду вас, в том и буду судить» (святой Иустин Философ «Разговор с Трифоном иудеем», гл. 47)?

Оглядываясь назад, на прожитые годы, многие из нас с сокрушенным сердцем могут признать, что бОльшая часть времени потрачена не на то; различные возможности творить добро не реализованы; мало сил употреблено на самосовершенствование, искоренение в себе недостатков; мы редко отзывались на призывы Господа. Почему так происходит? В чем проблема?

Мы поразмышляли над данными вопросами, рассмотрели главные задачи, стоящие перед человеком определенного возраста. Ведь каждый человек обретает во Христе свободу разорвать путы греха и сделать свою жизнь путем к Богу… или не сделать. Выбор за каждым из нас…

Младенчество (до года)*

Главная задача младенческого периода – это обретение базового доверия к жизни. Для полноценного психического развития ребенку важно утвердиться в том, что место, занимаемое его «я» в этом мире, – самое хорошее, мама – самая лучшая, дом – самый родной… На этом глубинном чувстве будет основан потом жизненный оптимизм взрослого, его желание жить вопреки всем невзгодам и его иррациональная уверенность в том, что все кончится хорошо вопреки обстоятельствам.

Раннее детство (от года до 3 лет)

Главная задача возраста до трех лет состоит в том, что любовь должна стать глубинной сущностью ребенка, он должен научиться сочувствию и пониманию окружающих его людей, должен обрести способность жить духовной жизнью. Поэтому, воспитывая религиозное чувство в детях, нужно делать акцент на любви Божией к людям.

Важнейшая задача раннего детства – постижение сути предметного мира.

Задача взрослого в этот период – быть образцом во внешнем поведении.

Дошкольное детство (от 4 до 6 лет)

Главной задачей в духовном возрастании дошкольника является воспитание привычки к делам милосердия. Именно в этом возрасте ребенок должен привыкнуть трудиться по необходимости, то есть не для себя, а для других. Дошкольный возраст – это возраст, в котором происходит первичная ориентация всей будущей жизни: что будет главным – служение или потребление? Если ребенка в этом возрасте только развлекали (по принципу: детям – счастливое детство), вырастет еще один представитель «пепси»-поколения. Если же он привык с раннего детства трудиться для других, это даст ему серьезную установку на всю жизнь.

Младший школьный возраст (от 7 до 10 лет)

Главной задачей этого возраста является ученичество, которое в дальнейшей жизни должно развернуться в способ общения с людьми: мы должны быть готовы учиться у каждого встреченного нами человека, ведь каждый человек несет в себе какое-то уникальное, свойственное лишь ему качество, знание. Нет пустых встреч. Каждую жизненную ситуацию мы должны решать как задачу, поставленную перед нами Господом.

Поэтому ведущей деятельностью является учеба. Парадокс учебной деятельности состоит в том, что, усваивая знания, ребенок ничего в них не меняет. Предметом изменений становится он сам. Впервые ребенок выполняет деятельность, которая поворачивает его на самого себя, требует рефлексии, оценки того, «чем я был» и «чем я стал». Важным показателем процесса обучения является изменение духовного опыта человека. Православный смысл такого изменения определяется словом «покаяние».

Подростковый возраст (от 11 до 14 лет)

Подросток нуждается в деятельности «вместе», и можно сказать, что главной задачей этого возраста является познание братства всех людей. Но там, где нет объединения вокруг светлого дела, подростки сбиваются в банды, шайки, дворовые компании. Подросток должен принять мораль социума. «Пустыня отрочества», по образному выражению Л.Н. Толстого, не имеет опыта личного выбора и ответственности. Осознание личной ответственности – важнейшая воспитательная задача в общении взрослого и подростка: «Если ты не маленький, отвечай за всю ту сферу, в которой считаешь себя взрослым».

Юность (с 15-18 до 20 лет)

Главная задача этого возраста – выбор Божьего пути. И если юноша сам приходит к необходимости жить для Бога, то его духовная жизнь приобретает настоящую силу и глубину. Протоиерей Василий Зеньковский пишет о юности так: «В юности достигает полноты субъективного и объективного своего созревания дар свободы». Однако может быть сделан выбор жизни, направленной на потребление и на материальную выгоду…

Молодость (от 21 до 29 лет)

Главной задачей этого возраста можно назвать устроение земной жизни человека, которую Бог благословил, следовательно, должно быть такое время, которое преимущественно посвящено обустройству земной жизни, мирским заботам: устройству на работу, созданию семьи, своего дома. Исключение составляют лишь лица, выбравшие монашеский путь: они уже живут для вечности, и земное время имеет для них другие приоритеты.

Зрелость (от 30 до 60 лет)

Духовной зрелости человек достигает в тридцать лет. Именно в этом возрасте Иисус Христос вышел на проповедь. Предыдущая жизнь полностью сформировала и образовала человека. Он уже устроен и укоренен в жизни. Теперь его главной задачей является служение, то есть отдача всего того, что он приобрел, Богу через служение людям. И если человек стоит на правильном пути этот возраст необычайно плодотворен.

Сфера возможного служения широка и не ограничена церковной оградой. Это может быть и воспринятая как служение профессиональная деятельность, и дела милосердия, и наставническое общение с молодежью. Пожалуй, нет сферы деятельности, где не нужно было бы служение умудренного опытом, но еще полного сил человека. Если же человек подошел к своей зрелости без внутреннего знания Бога, для него неминуем кризис.

Зрелость заявляет о себе появлением духовных потребностей. Возникает необходимость (социальная и личная) подвести предварительные итоги и наметить перспективу дальнейшей жизни. Полпути пройдено, не все удалось. Отсюда вывод – стоит сфокусироваться на главном. А что в моей жизни главное? Этот вопрос становится краеугольным в кризисе середины жизни. Начинается поиск духовных опор в собственной жизни. Если человек далек от Бога, то, как правило, в первом десятилетии зрелости наступает мировоззренческий кризис. Это возраст массового обращения людей к вере в Бога, осознанного прихода в Церковь.

Старость (с 57-60 лет)

В разных культурах время угасания человеческой жизни часто именуется «третьим возрастом». Китайская пословица определяет три этапа в жизни человека – время учиться, время бороться и, наконец, время, чтобы становиться мудрым.

На Руси старцем человека считали, начиная с 56 лет. Человек уже изжил свои страсти, земные заботы постепенно отходят от него, и из богатой сокровищницы жизненного опыта, омытого в чистом источнике молитвенной жизни, он может черпать драгоценные зерна мудрости и делиться ими со всеми приходящими к нему. Не случайно православные люди считают, что совет, несущий волю Божию, может дать только старец.

Таким образом, в первый период старости главной задачей является наставничество.

Период человеческой старости необычайно длинен, если сравнивать соответствующие периоды жизни человека и животного. Православная антропология объясняет это тем, что человеку нужно много времени для того, чтобы окончательно приготовиться к встрече с Богом. Пока у человека еще много сил, он в основном погружен в земные заботы и дела, и, хотя духовная жизнь не оставляется им, у него остается немного времени для углубленного вникания в ее сущность.

Но вот силы для полноценной земной жизни уже малы, человек вырастил детей, построил дом, что же далее – умирать? Но человек живет, у него наконец-то появляется возможность сосредоточиться теперь преимущественно на духовной жизни. Человек как бы стоит перед вечностью, готовится в нее войти.

Однако если прожитая жизнь не была путем к Богу, если она была направляема только страстями, то период старости для человека становится очень тяжелым временем и для него, и для окружающих. Человек, не исполнивший своего предназначения, заканчивает свою жизнь неприглядно и уродливо. И какой контраст им являют старцы, просвещенные Святым Духом!

Понятно теперь, что «каждый человек приносит с собой в мир свои задачи, которые он должен решить в своей жизни; и эти задачи, связанные с духовными особенностями человека, остаются одними и теми же, независимо от условий, в которых человек живет, – иначе говоря, они могут и должны быть решены в любых условиях жизни… Логика жизни связана не с внешними событиями, а с внутренними задачами, с духовной стороной жизни.

В биографии каждого человека… надо уметь видеть сквозь внешнюю цепь событий в жизни человека ту последнюю глубину, в которой раскрывается крест человека – его духовные задачи, логика его духовного пути. Реальность нашей свободы не снимает силы этой данности нам креста… Мы свободны в том, возьмемся ли мы за выполнение своей задачи… но неснимаемость «вписанного» в нас креста есть предел нашей свободы, есть свидетель нашей зависимости от Бога, каждому дающего его крест» (протоиерей Василий Зеньковский).

Определение внутренних задач собственной жизни, понимание того, как они могут быть решены в данных условиях «моего» существования, и является, по мысли Зеньковского, основной темой духовной жизни человека.

Завершая рассмотрение жизненного цикла человека и тех задач, которые стоят в каждом возрасте земной жизни личности, дадим определение смысла жизни в православном учении о человеке. «Человек не обречен на небытие и уничтожение; он призван к преодолению стихии земного существования и к вечной жизни, в которой приобретает безусловное оправдание и смысл весь пройденный им жизненный путьПребывая в вере во Христа, в смиренном уповании на беспредельную благость Божию, человек в последний решающий момент жизни становится открыт для вечности и достигает переживания такого внутреннего величия и мира, которыми освещается вся его минувшая, сознательно прожитая жизнь» (архимандрит Платон (Игумнов).

Перелистывая очередной день, год своей жизни, постараемся вспомнить о всем том, чем мы обогатились в течение его не на время, а навсегда. О, Господи! Помоги принести Тебе плод в терпении и смирении сердца!

 * Склярова Т.В., Янушкявичене О.Л. «Возрастная педагогика и психология».

  «Каждый день – подарок Божий. Дневник православного священника».

 

Дорогие друзья!

Приходите в наш клуб «ПроСвет».

Мы размышляем о повседневной жизни в свете традиционных ценностей.

Это разговор для ищущих и думающих людей, пошаговый практикум возрастания в духовной жизни.

Юлия Апроду

<<Пред. встреча
«Чистота и порядок»
След. встреча>>
«Время жить»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Solve : *
17 − 11 =