Традиционные ценности

Понятие «традиционные ценности» в последнее время имеет весьма широкое хождение, причем вкладываемый в него смысл чаще всего не раскрывается. Современная российская политическая, информационная, воспитательная практика настойчиво требует внесения определенной ясности в понимание традиционных ценностей.
Исключительная важность проблемы сущности традиционных ценностей, их роли и места в мировом развитии, в настоящем и будущем России определяется рядом обстоятельств. Прежде всего, тем, что всё более явственно обозначился крах попытки глобализации мира на основе западных, выдаваемых за универсальные, цивилизационных ценностей. Фактическая цель унификации мира по западным образцам с одновременным руководством со стороны Запада в своих интересах встречает как минимум неприятие, а кое-где и сопротивление, в том числе и вооруженное. В духовной сфере западный проект глобализации воспринимается как покушение на глубинные смысложизненные основы этносов, наций, государств, цивилизаций, переформатирование их, результатом чего станет потеря идентичности, корневых живительных связей, потеря возможности сопротивления смертельно чуждым влияниям.
Перед странами не западного мира встала задача определения своего пути, выработки видения своего будущего и перспектив мирового развития. В целом всё это сводится к тому, что в политике должен сохраняться суверенитет, равноправие в отношениях, свобода выбора, взаимовыгодное сотрудничество, в духовной сфере – отсутствие идеологического диктата, сохранение национальной, цивилизационной идентичности, опора на традиционные ценности.
В России на протяжении веков соборность, коллективизм, возможность личностной реализации только в процессе общего дела противостояли западным ценностям индивидуализма, верховенства ценности личности и личного спасения.
Проблемой является и то, что Россия в последнюю четверть XX века пыталась вписаться в западный цивилизационный проект. Произошел, по сути, отказ от своих духовных завоеваний, внедрение в образование и воспитание, в информационную сферу далеко не лучших западных образцов, слепое копирование и перенос их на отечественную почву. Не отрицая необходимости взаимодействия, взаимообогащения цивилизаций и культур, необходимо отделять зерна от плевел, тем более что многое чуждое нашей традиции уже проросло и требует соответствующих действий.
Обращаясь к проблеме опоры на традиционные ценности, необходимо определиться в том, какие ценности считать традиционными. Очевидно, что здесь нельзя ограничиться лишь их перечислением, необходимо выявить их сущность, место в системе ценностей, связи и взаимообусловленности, детерминированность природно-географической средой, особенностями становления русского и других этносов, своеобразием развития российского общества, государственности, всей великой и трагичной историей нашей страны. Каждый этап исторического развития и становления вносил свою лепту в ценностные представления.

Михаил Нестеров. На Руси. Душа народа. 1914-1916

Осмысление традиционных ценностей, практическая ориентация на них в воспитании требуют также учета современного момента мировой истории, места и роли в нем нашей страны, нашего народа. Наше лидирующее участие в духовном противостоянии, участие в вооруженной борьбе в далеко не лучших экономических условиях требуют опоры на исторический духовный опыт, мобилизации духовных сил народа в фактически идущей, где-то явно, где-то скрыто, войне, из которой мы должны выйти победителями.
Чтобы выяснить, что такое традиционные ценности, необходимо выделить несколько подходов, которые помогут выявить сущность и раскрыть содержание этого явления.

Традиционные ценности можно определить

  • как ценности консервативные, выражающие идеологическую приверженность традиционным порядкам, социальным и религиозным доктринам. За главную ценность принимается сохранение традиций общества, его институтов и ценностей. При этом не отрицаются и изменения, но изменения, если они назрели, должны осуществляться крайне осторожно.

  • как ценности религиозные. Действительно, религиозные ценности, являющиеся ориентиром поведения верующих людей и определяющие их действия и поступки, выходят далеко за рамки религиозных общин и организаций, являют пример для людей нерелигиозных, влияют на общество в целом, на деятельность органов государства. Поэтому, не сводя традиционные ценности только к религиозным, следует учесть, что ценности традиционных для общества религий являются важной составляющей традиционных ценностей. Религиозные институты традиционных религий играют важную роль в сохранении, поддержании и укреплении всей системы традиционных ценностей.

  • как ценности национальные, народные, национально-этнографические, национально-религиозные. Конечно, нельзя отрицать принадлежность к традиционным ценностям совокупности духовных идеалов и поведенческих традиций тех или иных этнических общностей, в которых находит отражение их историческое своеобразие. Но нельзя и отождествлять традиционные ценности с ценностями национальными, что может вести к национализму. Это крайне опасно в нашей многоэтничной стране, необходимо сверять эти ценности и вытекающие из них поступки и поведение с реальными интересами нации, с отношениями с другими нациями. Неверно было бы и сводить традиционные ценности к внешним этнографическим проявлениям в одежде, обрядах, праздниках и так далее, что будет недопустимым упрощением, особенно в плане формирования традиционных ценностей как цели воспитания.

Очевидно, что традиционные ценности противопоставляются нетрадиционным и новационным ценностям. Отнесение тех или иных ценностей к традиционным, нетрадиционным либо новационным должно соотноситься с достаточно определенными критериями, которыми может быть то, что несет конкретная ценность для человека, семьи, общества, цивилизации, человечества, культуры, моральных устоев: развитие и духовное возвышение либо регресс и деградацию. Существующее сейчас острое противостояние в ценностной сфере нетрадиционным трактовкам связано именно с борьбой за сохранение и духовное возвышение человечества. А проводящиеся в России несколько десятилетий новации в сфере ценностей встречают отторжение у большей части россиян, но имеют и значительное число сторонников. Традиция не исключает изменений, появления нового, но выступает противником слепого заимствования и копирования, механического перенесения на отечественную почву чуждых, неприемлемых ценностей, тем более – против их насильственного насаждения.

Таким образом, к основным характеристикам традиционных ценностей можно отнести следующие:

  • это ценности, имеющие истоки в прошлом, результат исторического саморазвития ценностной системы этноса, нации, цивилизации;

  • это ценности базовые, фундаментальные, стержневые, основополагающие, системообразующие;

  • это ценности, обеспечивающие идентификацию личности, общества, цивилизации среди других личностей, обществ, цивилизаций;

  • это национальное, цивилизационное своеобразие понимания, принятия, актуализации общечеловеческих ценностей;

  • это национальное, цивилизационное своеобразие выстраивания иерархии и системы ценностей.

Мировая история свидетельствует, что важнейшей составляющей человеческой цивилизации является духовная основа. Народы, не сумевшие сохранить свою духовно-нравственную основу, базисные ценности, обречены на уничтожение или растворение в иных цивилизациях. Русскому народу, в отличие от многих других, всегда удавалось сохранять свою духовность, что давало возможность возрождаться и подниматься на более высокую цивилизационную ступень.

Вечная Россия

Информационно-психологическая война, которая ведется сегодня против нашего народа с применением самых изощренных технологий (базовые духовные ценности переводятся на западные стандарты) и рассматривается противниками России как вид особых операций разведки, направляется в первую очередь на разрушение традиционных духовно-нравственных основ нашего общества. Понятно, что никакой национальный суверенитет немыслим без сохранения духовного суверенитета, который, в свою очередь, невозможен без суверенной системы образования. Кто формирует сознание молодежи и воспитывает детей, тот контролирует будущее страны.
В России образование всегда рассматривалось в единстве обучения и воспитания, понималось не просто как усвоение определенной системы знаний, а как процесс духовно-нравственного становления. Однако наша нынешняя система образования, национальная и государственная по форме, стремительно лишается своего суверенитета. Сегодня образовательные стандарты в России, программы и методы обучения задаются извне, при этом главный удар наносится по традиционной системе ценностей, которая заменяется абсолютной терпимостью.
С обострением международной напряженности проблема обеспечения суверенного образования, установление государственного контроля над вузами, связанными с новейшими техническими разработками и имеющими стратегическое значение, выведение высшей школы из сферы управления со стороны международного менеджмента превращаются в один из ключевых вопросов национальной безопасности. Сохранение нашего духовного суверенитета возможно только путем отказа от нравственного и мировоззренческого релятивизма, навязываемой нам «глобальной этики»; утверждения четкой и ясной традиционной системы ценностей. Только это позволит обеспечить высокий духовный и интеллектуальный потенциал нашего народа, укрепит безопасность и обороноспособность государства в условиях нарастающего геополитического противоборства.
Исходя из этого, следует осознать, что приоритетной задачей общества и государства является духовно-нравственное воспитание молодежи, которая через какое-то время будет принимать стратегические решения. В настоящее время в Российской Федерации многое делается для духовно-нравственного воспитания молодежи.

Во-первых, создана нормативно-правовая база духовно-нравственного воспитания.
В 2012 году принят новый ФЗ «Об образовании», в котором воспитание характеризуется «как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».
В утвержденной «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» к приоритетной задаче государства отнесено «развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины».
В Стратегии подчеркнуто, что воспитательный процесс должен быть обновлен на основе отечественных традиций, среди которых – патриотическое и духовно-нравственное воспитание. Последнее включает в себя развитие у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра; развитие сопереживания и формирование позитивного отношения к людям; содействие формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов.
Духовно-нравственному воспитанию молодежи содействует государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», в которой под патриотическим воспитанием понимается «систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины».
Целью Программы является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации (сплоченности) общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию.
О роли духовно-нравственного воспитания неоднократно говорилось в Посланиях Президента РФ Федеральному Собранию. Так, в Послании Президента РФ 2018 г. было подчеркнуто, что «культурные, нравственные, духовные ценности делают нас единым народом, способным к достижению больших целей».

Во-вторых, особое внимание духовно-нравственному воспитанию молодежи уделяют многие общественные организации. Примером того могут служить Всемирный русский народный собор, Союз православных женщин, Национальный общественный комитет «Российская семья» и многие другие. В уставной деятельности этих организаций духовно-нравственное воспитание молодежи является одним из приоритетных направлений.

В-третьих, многие образовательные организации, творчески, патриотически настроенные учителя, преподаватели уделяют огромное внимание духовно-нравственному воспитанию молодежи: во многих школах, колледжах, вузах приняты программы по духовно-нравственному воспитанию школьников, студентов.

В-четвертых, во многих российских семьях уделяют внимание духовно-нравственному воспитанию молодежи, используя межпоколенные связи, опыт старшего поколения, свидетелей героических страниц отечественной истории.

В-пятых, огромное внимание духовно-нравственному воспитанию молодежи уделяет Русская Православная Церковь и лично Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, а также традиционные для России религии и конфессии. Так, в своем Слове после освящения Воскресенского кафедрального собора г. Ханты-Мансийска Патриарх сказал: «От того, как будет воспитываться молодежь, будет напрямую зависеть не только благополучие, а само существование суверенной России. Но от того, как будут воспитываться сегодня молодые люди, зависит также и их счастье, счастье их семей».

Однако, несмотря на усилия государства, общества, Церкви, направленные на развитие духовно-нравственного воспитания молодежи, необходимо отметить негативные тенденции в этом приоритетном направлении государственной политики. Это дает основание говорить о духовно-нравственном кризисе, о чем свидетельствуют следующие тенденции:

    • размывание традиционных нравственных ценностей;

    • девальвация (обесценивание) общепризнанных ценностей и искажение ценностных ориентиров;

    • недостаточность образовательных, культурно-просветительских мер по формированию российской гражданской идентичности, воспитанию культуры межнационального общения, изучению истории и традиций народов России;

    • деформация исторической памяти, негативная оценка значительных периодов отечественной истории, распространение ложного представления об исторической отсталости России;

    • гиперболизация преимуществ западного образа жизни, ценностей западной демократии, безоговорочное и некритичное принятие их; пренебрежение своими национальными корнями, культурой;

    • распространение навязанной философии гедонизма, для которой смыслом жизни становится получение удовольствия любой ценой;

    • диспропорция между техническими достижениями цивилизации и ее духовно-нравственным развитием, что проявляется в главенстве материального над духовным, в прагматизме, в духе потребительства, в культе легких денег, в оправдании достижения поставленной цели любыми, в том числе незаконными средствами;

    • распространение сект среди граждан, чьи предки были православными;

    • недоверие к действующей власти, ее способности успешно решать насущные для общества проблемы, проявления настроений социального протеста; невысокая гражданская ответственность населения;

    • социальное расслоение общества: финансовая пропасть между богатыми и бедными в России постоянно увеличивается, что не только является источником социального напряжения, но и нравственной деформации как отдельных граждан, так и социальных групп;

    • атомизация общества – разрыв социальных связей (дружеских, семейных, соседских), рост индивидуализма, пренебрежения правами других;

    • увеличение агрессии и нетерпимости, проявления асоциального поведения;

    • распад семьи (превышение количества разводов по отношению к количеству заключенных браков), в которой традиционно закладывались основы духовно-нравственного воспитания;

    • рост количества абортов, несмотря на тяжелую демографическую ситуацию; повышение числа семей, по медицинским показаниям не способных иметь своих детей;

    • увеличение числа суицида среди детей и молодежи, детского и подросткового садизма;

    • рост преступности, алкоголизма, наркомании, СПИДа; массовое распространение вредных привычек в обществе;

    • увеличение теле-, радиопередач, кинокартин, спектаклей, выставок, разрушающих духовно-нравственные ценности, несмотря на существующую законодательную базу, призванную эти ценности защищать.

Культура есть область приложения духовных и интеллектуальных сил человечества, вобравшая в себя многовековой опыт творческого, созидательного преображения окружающего мира. Цель этого преображения – подлинная гармония бытия, ориентирами на пути достижения которой являются идеалы любви, добра и красоты. Именно этими идеалами проникнута тысячелетняя культура нашего народа.
Перед деятелями культуры проблема нравственного выбора особенно сегодня стоит чрезвычайно остро. Подлинное произведение искусства отражает внутреннее состояние своего творца, транслирует его чувства и мысли, ценностные установки; способно глубоко воздействовать на человеческие души, побуждая либо к добру и созиданию, либо к ненависти, разрушению, конфликтам. Необходимо помнить об особой ответственности за свой талант и его плоды перед Богом, народом, историей.

В дне сегодняшнем происходит тотальная утрата понятных нравственных ориентиров. Этот процесс, который носит явно управляемый характер, влечет за собой не только социальный упадок, но и глубокую дезориентацию многих людей в вопросах личного смысла жизни, понимания себя и других.
Нетрадиционная для отечественной образовательной системы идеология, основанная на принципе толерантности ко всему и во всем, подчеркивает приоритет интеллектуального развития над нравственным; изменяет традиционный смысл понятий «духовность», «нравственность», «добродетель»; предполагает возможность существования образования отдельно от воспитания. Место воспитания на основе традиций отечественной культуры занимает проведение образовательно-развлекательных кампаний в контексте либерально-демократических ценностей. Эти ценности оказывают определяющее воздействие на систему нравственных эталонов молодежи и общества в целом.
Современные молодые люди часто мечтают о красивой и счастливой жизни, которая манит их с обложек журналов, с экранов телевизоров, с рекламных проспектов, где главными ценностями объявляются успешность, материальное благополучие, здоровье и красота. Люди мечтают о красивой жизни, не задумываясь о том, что настоящая красота (а не внешний лоск и глянец) – это внутреннее состояние человека, это в первую очередь красота души, которая в полноте раскрывается, если человек живет по совести, следуя вечному нравственному закону, заложенному в нас Богом.
Идет информационная война – победу одержит лишь тот, кто сохранит верность своей стране, своему народу, общечеловеческим идеалам, которые делают нас людьми. Поэтому долг каждого – найти в себе силы и время подумать о том, во что он верит и во имя чего живет.
Ценности для каждого человека (их особый набор и сочетание) являются фундаментом для построения общей картины мира, личностного роста, выбора своих целей и смыслов; они обуславливают выработку глубоко индивидуального «кодекса» правил жизни. Именно ценности лежат в основе нравственного «профиля» каждого из нас и в течение всей жизни выступают порой почти неосознаваемыми, но мощными ориентирами при любых жизненных выборах и решениях.
Обращение к осмыслению опыта поколений в построении ценностного мировоззрения и твердая позиция в понимании того, что является нормой, могут служить точками отсчета на пути обретения ощущения наполненности и осмысленности жизни для каждого человека. А это даст свои плоды как для развития общества в целом, так и для появления чувства удовлетворенности жизнью у каждого из нас.
Как нам сохранить наши главные ценности: независимость, веру, правдивую историю государства, отечественную культуру, чистоту родного языка, добрые нравы, да и сам традиционный уклад жизни народа?

Виктор Наумкин. Большая уха на Селигере. 1978Главенствующую роль в построении общества и самого государства играет семья. Если государственная политика не направлена на укрепление института семьи в ее традиционной форме, то такое государство обречено на внутренний и внешний кризис. Будучи первичным институтом воспитания и становления человека, семья передает подрастающему ребенку не только знания, но и формирует его мировоззрение и миропонимание таким образом, чтобы всякий человек, став взрослым, чувствовал ответственность не только за себя, но и за жизни окружающих его людей. Именно в семье мы учимся заботиться о ближних, доверять, любить, правильно выражать свои чувства и эмоции, быть справедливыми и честными, жить в коллективе и ставить интересы общества выше интересов отдельной личности. Семья (как союз мужчины и женщины, подразумевающий рождение и воспитание детей) является залогом стабильного и гармонично развивающегося общества.
Говоря о традиционных семейных ценностях, следует раскрыть и основные понятия, которые неразрывно связаны с процессом воспитания человека в семье.

В русской культурной традиции любовь − это фундаментальное онтологическое состояние духа; великая животворящая сила, имеющая космогонический смысл; непреходящая ценность, основание и главная составляющая национальной культуры, имеющая свою ярко выраженную специфику, которая определяется духовностью, нравственной красотой, милосердием, целомудрием, жертвенностью, бескорыстием, аскетичностью и заботой.
Любовь – гораздо более широкое понятие, чем просто сфера отношений между мужчиной и женщиной: это и любовь к Богу, к ближним и к дальним, к Родине и к миру; к природе, к животным; к профессии, к труду; как проявления тепла души и сердца, как совокупность совершенства. Животворящая сила любви спасает, исцеляет, обогащает и продлевает жизнь, с ее помощью преодолевается отчуждение между людьми: любящий человек проявляет активное участие в жизни другого, принимает его со всеми особенностями, стремится к нему, оберегает и защищает его.
Любовь − главная выбирающая и главная творческая сила в жизни. Она обязательно должна быть одухотворена, ибо без духовности любовь слепа, своекорыстна и подвержена опошлению.

Елена Гавдзинская. Регистрация новорожденного гражданина СССР. 1987Верность – это положительное нравственное качество личности, характеризующее неизменяемое устойчивое отношение человека к кому-либо или чему-либо; это постоянство чувств, отношений, оценок. В этом смысле говорят о верности Родине, народу, долгу, слову, традиции; мужу, жене, другу, верности себе. Кроме того, верность – это и качественная сторона суждения, соответствующего истине, правде, точно высказанного и сформированного.
В контексте семейных отношений верность – это антипод разврата и вечный спутник настоящей любви, она является единственной нормой, которая позволяет создать крепкую и счастливую семью, основанную на доверии и готовности быть друг с другом и в горе, и в радости.
Верность закаляет силу духа, помогает противостоять всем искушениям и соблазнам, служит залогом доверия, обеспечивает опору в жизни и в любви. Это одно из лучших качеств, характеризующих мужчину-воина и женщину-хранительницу очага.

Лев Витковский. Сварщики. 1987Трудолюбие – это положительное духовно-нравственное и волевое качество личности, состоящее в стремлении и умении добросовестно, увлеченно и с чувством удовлетворения совершать трудовой процесс, выполнять трудовые функции. Трудолюбие проявляется в подвижническом труде по долгу и совести, в способности переносить большие нагрузки, в усиленной работоспособности. Для трудолюбия важны волевые усилия, организованность, дисциплинированность, настойчивость.
Трудолюбивый человек именно в труде видит и находит смысл жизни, в нем и через него формирует свои потребности и, в конечном итоге, добродетельную привычку трудиться. Труд облагораживает человека, помогает развить таланты и способности. Трудолюбие было и есть качество, характеризующее духовно-нравственный идеал русского человека, определяющий жизнеспособность общества.

Нина Вележива, Николай Кузовкин. Стыдно!.. 1958Совесть – высшая форма духовного мира в человеке, его естественное моральное сознание, душевная способность различать добро и зло, осуществлять самоконтроль своей жизни и деятельности; это внутренний компас, чутко реагирующий на всякое отклонение от правильного курса жизни; это своего рода духовный инстинкт, который быстрее и яснее различает добро от зла, нежели ум; это врожденный нравственный закон внутри человека, строгий и неподкупный судья. Совесть выводит человека из искаженного его же грехом мира в мир высоконравственный.
Совесть определяет развитие других качеств личности. Совесть пробуждается от любви и при виде причиненных страданий. Совесть соединяет людей, заставляет вовремя подавить свой эгоизм и эгоцентризм, встать на точку зрения другого человека, понять его, войти в его положение и поступить по-человечески. Кто следует голосу совести, тот не будет сожалеть о своих поступках.

Нина Ватолина. Каждый, кто честен, встань с нами вместе! 1952Честность – одна из основных добродетелей, положительное духовно-нравственное качество личности, включающее правдивость, принципиальность, верность принятым обязательствам, искренность перед другими и перед самим собой в отношении тех мотивов, которыми человек руководствуется; проявляется в неприсвоении чужих идей, вещей, денег.
Честного человека можно охарактеризовать как открытого, справедливого, добросовестного; он ничему и никому не завидует, не живет за чужой счет, не лжет, не доносит, умеет признавать свою вину, что более всего видно в делах, нежели в словах. Нечестен тот, кто на словах приятен, а сердцем и делами хитер и зловреден.
Честность связана с совестью, основана на соблюдении общественных норм и является базой доверия людей друг к другу. Требование честности вытекает из необходимости взаимной координации действий при коллективной деятельности и из потребностей совместной жизни людей.
Честность как черта характера является не врожденной, а приобретенной в процессе воспитания. Данное свойство необходимо формировать с ранних лет, ведь только честный человек, живущий в ладу со своей совестью, может быть по-настоящему счастлив.

Правда_ВОВПравда может быть определена как субъективно-духовная категория, как выстраданная истина; правосудие, справедливость; обет, обещание, присяга, заповедь, правило, договор, закон, то есть то, что принято и исполняется. В основе понимания правды лежит представление о божественном миропорядке, о господстве нравственных законов на Земле. Таким образом, правда – это жизнь и деятельность, основанные на нравственности («жизнь по правде»), это то, что противостоит лжи, зависти, несправедливости, бесчестности, жадности.
Вместе с тем, правда – это уже то, что есть в реальности, что случилось, что наличествует без искажения. Правда является оценочной характеристикой любой поступающей к нам информации, суть этой оценки – соответствие данной информации образу, явлению или процессу, происходящему в мире.
Правда всегда соотносится с личностью человека, говорит о том, что для него важно, что обосновывает или меняет его внутренний мир. Творение правды на земле, ее присутствие в жизни зависит от человека, а истина – у Бога.
Объединяя идеал подлинного знания, требование общей справедливости и стандарты высокой нравственности, правда выступает в роли определяющего мировоззренческого, познавательного и нормативного принципа русской духовности.

Юрий Кугач. Первое мая. 1952Уважение – отношение, основанное на действительном признании чьих-либо достоинств, заслуг, высоких качеств, уникальных особенностей; характеристика отношений личности к другим людям, проявляется как внимание, почитание, понимание, душевное признание, доверие; чуткость, вежливость, деликатность, скромность; равенство прав, справедливость, возможно более полное удовлетворение/учитывание интересов людей, предоставление/обеспечение им свобод; уважение к чужому мнению, внимательное отношение к убеждениям, устремлениям других, высокая оценка чего-либо, соблюдение социально-допустимого формата общения; признание важности, значимости, ценности чего-либо; уважительное отношение к законам, порядкам, правилам, интересам и чувствам других людей.
А неуважение проявляется в недоверии, презрении, дерзости, непочтительности, пренебрежении, несправедливости, в подавлении свобод, в неравенстве, в унижении достоинства, в грубости, угнетении, насилии.

Существуют различные виды уважения:

  • самоуважение (проявляется как самооценка собственных действий и личностных качеств, которая формируется в зависимости от достигаемых успехов, личных притязаний и посторонних оценок);
  • уважение к семье (понимание, принятие наших родных и близких, следование нормам совместного проживания);
  • уважение к окружающим (внимательное отношение к родителями, к партнеру, к детям, к старшим, к преподавателям и учителям, к одноклассникам, к коллегам по работе, к знакомым и малознакомым); 
  • уважение к Родине, к патриотическим символам (герб, флаг, гимн), к истории, к культуре, к родному языку, к государственным праздникам, к законам; 
  • уважение государственного суверенитета (признание и уважение политической независимости государства, его территориальной целостности, равноправия с другими государствами, права свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы); 
  • уважение чести и достоинства личности, прав и свобод человека, его деловой репутации (как со стороны самого государства, его органов и должностных лиц, так и со стороны других членов общества); 
  • уважение к социальным нормам (внутренняя культура, связанная с правилами приличия и умением соблюдать разумную дистанцию по отношению к людям);
  • уважение к ценностям (принципам жизни);
  • уважение к религиозным верованиям других;
  • уважение к природе (это значит сохранять любые формы жизни, осторожно и бережно относиться к природным ресурсам, понимая свою ответственность перед будущими поколениями, разумно расходовать воду, не мусорить, использовать транспортные средства, наносящие минимальный ущерб окружающей среде).

«Горе и гибель народу, у которого младшие перестанут почитать старших» (Абхазская пословица). Уважительное отношение ко всему воспитывается с детства личным примером родителей. Уважение к людям есть требование нравственное, которое подразумевает такое отношение, в котором практически (в соответствующих действиях, мотивах, а также в социальных условиях жизни общества) признается достоинство личности.
Уважение возникает тогда, когда человек замечает в других качества и достоинства, которые считает значимыми и важными, к чему стремится сам. Уважение к окружающим перерастает в духовно-нравственное качество (уважительность), которое способствует во многом построению оптимального общения, взаимодействия, взаимопонимания, глубокой, прочной дружбы и даже любви. «Право на уважение имеет лишь тот, кто уважает других людей» (В.А. Сухомлинский).

Народный артист СССР Евгений Павлович ЛеоновДоброта – это духовно-нравственное качество личности, выражающее ее способность и умение делать людям благо, приносить радость, помогать, защищать, исходя из критериев добра; проявляется в сострадании, отзывчивости, мягкости, предупредительности, внимательности, заботливости, в высоком уровне развитого сочувствия и эмпатии (сопереживания), способности прийти на помощь и проявить терпимость к другим. Доброму человеку присуще принятие окружающих и происходящих событий, совершаемых действий такими, какие они есть, без долженствований, попыток переделать и получить удобство для себя.
Развивается доброта в социуме: маленьким детям рассказывают сказки, приводят примеры из жизни, но больше всего оказывает влияние то, как значимые взрослые общаются друг с другом, а также с незнакомыми и относятся, например, к животным. Доброта проявляется исключительно в действенной сфере. Хотя зло и существует в нашем мире, тем не менее долг каждого человека устремлять свои мысли и поступки к добру.

Вадим Воликов. За коммунистический труд! 1962Взаимопомощь – тип человеческих отношений, характеризующийся способностью людей поддерживать друг друга, оказывать посильную помощь, заботиться, беспокоиться друг о друге. Противоположно понятию конкуренции.
Взаимопомощь основана на врожденном чувстве человеческого единства, на христианском постулате о любви к ближнему, на социальном сознании реальности явления «чужого горя не бывает», на чувстве жалости к слабому и немощному, на доверии.
На уровне государственном она проявляется в создании системы социальной защиты и поддержки, на личностном уровне – в форме физической защиты обижаемого, финансовой и материальной поддержке нуждающегося, интеллектуальной и духовной поддержке страждущего.
В русском национальном характере – подать нищему, поделиться куском, пожалеть обиженного.

МеханизаторыСамоограничение − метод самовоспитания, состоящий в сознательном неиспользовании имеющихся условий и резервов своей жизнедеятельности, в сокращении потребления, в преодолении расточительности, желания жить не по средствам; в умении отказаться от личного удовольствия, удобства, эгоистического желания, наслаждения в пользу интересов дела или других людей.
В результате самоограничения человек приобретает реальный опыт человечности, противостояния жадности, эгоизму, жажде наживы, утрате духовности в атмосфере вещизма и потребительства. Он постепенно приобретает власть над собой, которая в идеале должна быть абсолютной. Стать чертой характера, свойством личности самоограничение может лишь у тех, кто обладает гуманистическими идеалами и стремится к их воплощению в собственной жизни.
Самоограничение вполне может рассматриваться как один из принципов здорового образа жизни и выживания человека и человечества. Самоограничение дает очень многое: энергию, чистое сознание, новые уровни мышления и мировосприятия. Самоограничение человек нередко использует во имя высокой цели (например, как способность жертвовать личным ради блага ближнего и Отечества).

ГеройСмелость – положительная нравственно-волевая черта личности, проявляющаяся как решительность, бесстрашие, храбрость, мужество, отвага и доблесть при выполнении действий, связанных с риском и опасностью. Смелость способствует преодолению волевыми усилиями страха перед чем-то неизведанным, сложным, новым и помогает в достижении цели. Смелость позволяет смотреть «правде в глаза» и объективно оценивать свои возможности, не бояться одиночества, темноты, воды, высоты, других трудностей и препятствий.
Воспитание смелости должно начинаться с детства. Поощряя детей к самостоятельным поступкам, к принятию ответственности, предоставляя разумную свободу действий, мы помогаем им научиться контролировать свои эмоции, развивать решимость и способность принимать правильные решения.
Смелость обеспечивает человеку ощущение собственного достоинства, чувства ответственности, безопасности, надежности жизни. Смелость способствует готовности защищать интересы своих близких, своего дела и своей Родины.

ГлазуновПатриотизм – положительное духовно-нравственное качество личности, выражающееся как любовь к Родине, глубокая привязанность к родному краю, уважение к народу, культуре, литературе, языку, выраженные в желании и готовности отстаивать государственные и общественные интересы, защищать и оберегать свою Отчизну, способствовать приумножению ее материальных и духовных богатств, трудиться на благо и процветание Родины.
Кроме того, это и принципиальная политическая позиция, основанная на чувстве долга и ответственности перед Отечеством. Патриотизм проявляется в умении радоваться отечественным достижениям, в стремлении преодолевать общие беды и трудности.
Любовь к Отчизне не может быть отделена ни от любви к семье, ни от любви к родной природе, к городу или селу, в котором человек родился и рос, к школе, в которой он учился, к друзьям, к родным, к землякам, к родным обычаям, к истории своей страны, к согражданам. Родина, где мы росли и возмужали, в значительной степени способствовала созиданию в нас известной духовной личности с определенными взглядами, понятиями, духовно-умственным настроением и мировоззрением.
Любовь к Отечеству и согражданам зарождается и воспитывается в семье: будучи же воспитана здесь (как любовь к родителям, братьям и сестрам, родственникам, друзьям и товарищам), она затем, со вступлением в жизнь, шире распространяется на больший круг людей, на свой народ, на Отечество.

Михаил Нестеров. Видение отроку Варфоломею. 1889-1890Вера – вид духовной потребности, поднимающей человека над земными предметными и потому преходящими нуждами; уверенность в существовании того, что не может быть непосредственно доказано и подтверждено фактами (особенно это относится к предметам высшим, невещественным, духовным); верование; отсутствие всякого сомнения или колебания о бытии и существе Бога; безусловное признание истин, открытых Богом.
Вера выражается в способности человека подниматься над собой внутренней силой души. Того, кто живет без веры, часто посещают болезни, тоска и уныние. Вера человека есть своего рода программа самовоспитания: она помогает совершать добрые деяния.
Каждый человек, отдает он себе в этом отчет или нет, руководствуется в своих поступках некой собственной системой верований. То, во что человек верит, определяет раз за разом как его каждодневные шаги, так и всю жизнь в целом.
Веру характеризует теснейшая связь с созидательным принципом, с действием. Вера без дел мертва. Сначала человек верит во что-то, в чем-то убежден, а затем – действует или бездействует. «Сущность всякой веры состоит в том, что она придает жизни такой смысл, который не уничтожается смертью» (Л.Н. Толстой).

ЕдинствоСегодня для сохранения и утверждения неизменных духовно-нравственных ориентиров в жизни людей нужны солидарные усилия и государства, и представителей религиозных традиций, и общественных организаций. Очень важна роль культуры в укреплении нравственных ценностей в жизни народа. При всей разности культур и традиций мы все имеем общее нравственное чувство, у каждого из нас есть голос совести. Нравственный консенсус есть единственно возможное универсальное основание для мирного сосуществования разных культур и народов в современном мире.
Мы все должны начать жить осознанно, а не рассеянно: мыслить по-другому, видеть и понимать, каким образом наши повседневные решения оказывают пагубное или благотворное воздействие на всё. И это приведет к переменам в жизни отдельного человека и общества в целом. Сохраненные в неповрежденности традиционные нравственные ценности остаются единственным залогом того, что у человечества есть будущее.